АШТАВАКРА ГИТА. Главы VI — XV
17 декабря, 2020
АВТОР: Глеб Давыдов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие от переводчика
Рамана Махарши об Аштавакре и Джанаке
Глава Первая. Указатели
Глава Вторая. Ликование
Глава третья. Проверка
Глава Четвертая. Совершенство
Глава Пятая. Растворение
ГЛАВА ШЕCТАЯ. ЗНАНИЕ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ПОКОЙ
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. СВОБОДА
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. НЕВОВЛЕЧЁННОСТЬ
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. УМИРОТВОРЕНИЕ
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. МУДРОСТЬ
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. ПРЕБЫВАНИЕ
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. СЧАСТЬЕ
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. ОСОЗНАННОСТЬ
Глава Шестнадцатая. Забывание
Глава Семнадцатая. Целостность
Глава Восемнадцатая. Освобождение
Глава Девятнадцатая. Естество
Глава Двадцатая. Тишина
Глоссарий
Говорит Джанака:
6.1
Я́ — безграни́чное простра́нство,
а проя́вленный мир — кувшин.
Зна́я это, ни отверга́ть,
ни принима́ть ничего не ну́жно.
6.2
Я́ — океан, а мно́гообра́зие
этого ми́ра во́лнам подо́бно.
Зна́я это, ни отверга́ть,
ни принима́ть ничего не ну́жно.
6.3
Я́ — перламу́тр, а весь ми́р — «серебро́»*,
блестя́щая ка́жимость, не реа́льность.
Зна́я это, ни отверга́ть,
ни принима́ть ничего не ну́жно.
* Здесь имеется в виду не настоящее серебро, а иллюзия серебра, возникающая иногда при разглядывании перламутра. Источник иллюзорного мира майи (псевдо-серебра, «блестящей кажимости») — это Истинное Я. Оно здесь метафорически названо перламутром, т.к. именно перламутр в этой аналогии выступает как источник иллюзорного серебра. — Прим. пер.
6.4
Вои́стину, Я — во все́м живо́м,
и всё́ живо́е то́лько во Мне́.
Зна́я это, ни́ отверга́ть,
ни́ принима́ть ничего́ не ну́жно.
Говорит Джанака:
7.1
В океане безбре́жном моего существа́
пла́вает этот ковче́г вселе́нной:
туда́ поплывёт, сюда́ поплывёт —
это Меня́ совсем не трево́жит.
7.2
В океа́не безбре́жном моего Я́
пу́сть вздыма́ются во́лны ми́ра,
поднима́ются и опада́ют,
на Меня́ это не́ влия́ет.
7.3
В океа́не безбрежном, в моем со́бственном Я
формы э́того ми́ра творя́тся,
но Я́ остаю́сь в поко́е, вне фо́рмы,
пребыва́ю изве́чно в Себе́.
7.4
Не в веща́х Я, и и́х нет во Мне,
безграни́чном, безо́блачно чи́стом —
вне движе́ний, жела́ний и свя́зей,
пребыва́ю изве́чно в Себе́.
7.5
И вои́стину, Я́ — Созна́ние,
мир же — про́сто маги́ческий трю́к.
Как могу́ Я тогда поду́мать,
чтобы что́-то приня́ть иль отве́ргнуть?
Говорит Аштавакра:
8.1
Если ты́ несвободен, твой у́м всегда хочет
и́ли не хо́чет и бои́тся чего́-то,
за что́-то цепляется, что́-то отталкивает,
наслажда́ется чем-то, а чему́-то не ра́д.
8.2
Е́сли же ты́ свобо́ден, то у́м
ничего́ не жела́ет, ни о че́м не грусти́т,
не́ отбра́сывает, не́ принима́ет,
и не зна́ет ни гне́ва, ни ра́дости.
8.3
Ум замкну́лся на чувственном о́пыте?
Это ве́рный знак несвобо́ды.
Если ж ты́ свобо?ден, то у́м
равноду́шен к пережива́ньям.
8.4
Где есть чу́вство отде́льного «я́»,
там прису́тствует несвобо́да,
но без «я́» есть то́лько свобо́да,
а цепля́ний-пристра́стий не́т.
Глава Девятая. Невовлечённость
Говорит Аштавакра:
9.1
Для кого́ существуют дела́?
Для кого́ «хорошо́» и «пло́хо»?
Разобра́вшись в этом, оста́нься
к миру дво́йственности равноду́шным.
9.2
Сы́н мой, уда́члив и ре́док то́т,
кто́, распозна́в пути́ мирски́е,
жажду жи́зни и́ удово́льствий,
и́ новизны́ — навсегда́ утра́тил.
9.3
Стано́вится ти́хим то́т, кто уви́дел,
что э́ти три жа́жды веду́т к страда́ниям.
О́н начина́ет осознава́ть,
что ми́р мимоле́тен и не сто́ит внима́ния.
9.4
В каком состоя́нии, ка́к и когда́
мо́жно вне дво́йственных па́р остава́ться?
То́т, кто спосо́бен на э́то, тот сча́стлив
и ли́шь соверше́нство ви́дит во всё́м.
9.5
Мудрецы́ и святы́е, — и те́
в поуче́ньях свои́х не сходятся,
об иде́ях и мне́ниях спорят.
Так не му́дро ли мне́ний не тро́гать?
9.6
И́стинный Гу́ру Зна́ет Себя́.
Ничто́ в этом ми́ре Его не спосо́бно
привле́чь иль затро́нуть. Он за преде́лами
рожде́ния, сме́рти и беспоко́йств.
9.7
Ви́дя, что ве́сь изме́нчивый ми́р —
это про́сто игра́ стихи́й,
и что в осно́ве и́х пустота́,
освобожда́ешься навсегда́.
9.8
Жела́нья ума́ — это самса́ра,
от жела́ний отка́з — от самса́ры отка́з.
Зная э́то, ты бу́дешь спосо́бен
остава́ться Собою и жи́ть как живе́тся.
Говорит Аштавакра:
10.1
По́хоть — твой вра́г, остава́йся без по́хоти.
Откажи́сь от бога́тства, плода́ ухищре́ний.
Откажи́сь и от пра́ведных де́л тщесла́вных,
ко всему́ в этом ми́ре относись одина́ково.
10.2
Друзья́, пода́рки, зе́мли, насле́дство,
жё́ны, дома́ и де́ньги — всё э́то
уда́ча фальши́вая, трю́к проходи́мца, —
всё́ через не́сколько дне́й раствори́тся.
10.3
Где жела́ние е́сть хоть одно́,
там самса́ра, а потому́
безуча́стность храни́, за преде́лы
всех жела́ний иди. Будь сча?́тлив.
10.4
Ведь жела́ния е́сть несвобо́да,
уничто́жить их — значит, спасти́сь.
Уничто́жишь их не́вовлече́нием –
постоя́нное сча́стье откро́ется.
10.5
Чистый Ра́зум, Оди́н Ты, Еди́ный,
без Тебя́ никакой нет вселе́нной,
и неве́денья нет без Тебя́.
Нужно ль зна́ть хоть что-то ещё?
10.6
Ца́рства, де́ти, жё́ны, тела́,
удово́льствия — всё потеря́ется!
Всё теря́ешь из жи́зни в жи́знь,
как бы си́льно схвати́ть ни стара́лся.
10.7
Хватит, хва́тит бога́тств, удово́льствий,
добрых де́л тоже хва́тит, ведь да́же
и они́ не прино́сят поко́я
в дебрях э́той дрему́чей самса́ры.
10.8
Сколько жи́зней, сколько рожде́ний
прилага́л ты уси́лия — тще́тно!
Те́ло, у́м, язы́к напряга́л.
Прекрати́, наконе́ц. Сейча́с.
Говорит Аштавакра:
11.1
Распозна́в, что существова́ть,
распада́ться и изменя́ться —
для веще́й совершенно сте́ственно,
ты легко́ остаешься в поко́е.
11.2
Существу́ет только Госпо́дь;
всё, что е́сть, твори́т только О́н.
Распозна́в эту и́стину — поко́й обрета́ешь,
от пристра́стий свобо́ду, от все́х жела́ний.
11.3
Распозна́в, что беда́ и уда́ча всегда́
нам даю́тся судьбе́ согла́сно,
остаёшься спокойным, ни о чём не заботясь, —
без жела́ний и сожале́ний.
11.4
Распозна́в, наконец, что рожде́ние-смерть,
страда́ние-радость, — всё́ по судьбе,
ви́дишь, что не́чего здесь достига́ть,
напряга́ться совсем нет смы́сла.
11.5
Зная: изли́шнее ду́манье только
порожда́ет страда́ния все, —
отпуска́ешь заботы и остае́шься
в тишине́, и сча́стье, и я́сном созна́нии.
11.6
Распозна́в, что ты вовсе не те́ло
и не то́т, кто владеет те́лом,
ты теря́ешь заботы о то́м, что не сделал
и́ не доделал. Ты — Це́лое.
11.7
Распозна́в, что: «Е́сть только Я́ —
будь то в Бра́хме или в трави́нке»,
ты теря́ешь идею успе́ха-провала,
безмяте́жен становишься, сча́стлив.
11.8
А уви́дев, что ми́р во все́х его кра́сках
и вели́чии о́бразов – про́сто ничто́,
ты теря́ешь желания, но́ наполняешься
вдохнове́нием чистым, соверше́нным и ра́достным.
Говорит Джанака:
12.1
Снача́ла дела́ми пресы́тился я́,
пото́м я отбро́сил все́ разгово́ры
и́, наконец, переста́л даже ду́мать —
и тепе́рь остаю́сь лишь Собо́ю.
12.2
Отпусти́л я все зву́ки и всё́ остальное,
что возмо́жно во́спринима́ть,
в Естество́ вне объе́ктов я́ погрузи́лся —
и тепе́рь остаю́сь лишь Собо́ю.
12.3
Для рассе́янного ума́,
что блужда́ет и́ заблужда́ется,
медита́ция необходи́ма.
Я же про́сто Собо́й остаю́сь.
12.4
Не име́ю я тя́ги тепе́рь ни к чему́,
и́ отта́лкивать то́же мне не́чего,
вне печа́лей и ра́достей, Бра́хман,
лишь Собо́ю сами́м остаю́сь.
12.5
Эти пра́вила, пра́ктики, самоконтро́ль —
эти ве́щи совсе́м не нужны́ мне тепе́рь,
я уви́дел их ло́жь, это ло́жные де́йствия,
я тепе́рь остаю́сь лишь Собо́ю.
12.6
Как от де́йствий отка́з, так и де́йствия —
то и э́то — пло́д заблужде́ния.
Распозна́в без сомне́ний просто́й этот фа́кт,
остаю́сь лишь Собо́ю сами́м.
12.7
Размышля́я да́же о то́м, что вне мы́сли,
мы́ продолжа́ем ли́шь размышля́ть,
но я́ отказа́лся о́т размышле́ний
и тепе́рь остаю́сь лишь Собо́ю.
12.8
Блаже́н наконец-то пости́гший всё э́то,
са́модоста́точен он и́ свобо́ден.
Блаже́н также то́т, кто рожде́н с этим Зна́нием,
са́модоста́точный, ве́чно свобо́дный.
Говорит Джанака:
13.1
Да́же среди́ аске́тов ре́дко
встреча́ется то́т, чей у́м безмяте́жен.
Мне не ну́жно отта́лкивать или держа́ться.
Мое сча́стье осно́вано не на э́том.
13.2
В попы́тках дости́чь поко́я и сча́стья
те́ло слабе́ет, неме́ет язы́к,
у́м притупля́ется, поэ́тому я́
оста́вил попы́тки, и во́т я сча́стлив.
13.3
Распозна́в, что не́т никого́,
кто де́лает что-то и́ли не де́лает,
что всё есть тако́е как е́сть,
я живу́ как живе́тся, я сча́стлив.
13.4
Принима́я себя за те́ло,
йоги мно́гие в практики ве́рят,
в неблаги́е дела и благи́е.
Я уси́лья оставил – и сча́стлив.
13.5
Знаю то́чно: в реа́льности не́т
достиже́ний и́ упуще́ний,
так что сплю́ ли я, е́м ли, сижу́ ли,
или де́лаю что́-то, я сча́стлив.
13.6
Нет побе́д никаких и прова́лов,
так что мне́ соверше́нно нева́жен
результа́т моих де́йствий-безде́йствий —
я живу́ как живе́тся, я сча́стлив.
13.7
Вижу бо́ли непостоя́нство,
вижу ра́дости непостоя́нство,
так что я́ равноду́шен к ним,
я еди́н с тем, что е́сть, просто сча́стлив.
Глава четырнадцатая. Безмятежность
Говорит Джанака:
14.1
То́т, чей у́м есте́ственно пу́ст, —
от любы́х представле́ний свобо́ден,
пробужде́н и ми́ром не ско́ван,
как свобо́ден от сно́в неспя́щий.
14.2
Жела́ния все́, словно во́ск, растопи́ло,
и меня́ не забо́тит тепе́рь бога́тство,
не волну́ют меня́ ни друзья́, ни враги́,
ни свяще́нные кни́ги, ни но́вые зна́ния.
14.3
Во Всевы́шнем Я́ Естестве,
во Всеви́дящем Госпо́де, в Зна́нии,
мне теперь никако́го нет де́ла
до свобо́ды, око́в и ума́.
14.4
Состоя́ние те́х, кто живе́т вне сомне́ний,
живе́т как живе́тся, соверше́нно спонта́нно,
мо́жет каза́ться снару́жи стра́нным,
и́ постижи́мо лишь те́м, кто тако́й же.
Глава Пятнадцатая. Осознанность
Говорит Аштавакра:
15.1
Лишь намёка доста́точно бу́дет,
если у́м твой откры́т и чи́ст —
Естество́ распозна́ешь ту́т же.
А друго́му придется искать.
15.2
От веще́й отверну́ться — свобо́да,
к ним стреми́ться — зна́чит, страда́ть.
Зная ныне просто́й этот факт,
как живётся живи, как зна́ешь.
15.3
Стра́стных, де́ятельных, остроу́мных
это Зна́ние де́лает ти́хими,
незаме́тными, так что мно́гие
избега́ют этого Зна́ния.
15.4
Ты не те́ло и да́же не то́т,
кто владе́ет им, Ты́ — Созна́ние,
видишь всё, но не свя́зан ниче́м,
и от действий свободен, и сча́стлив.
15.5
Ум привя́зан; и у́м — отверга́ет.
Ум, одна́ко, не Ты́, никогда́.
Я́сность Ты, недви́жность, Осо́знанность,
Естество́ неизменно счастли́вое.
15.6
Распозна́в Естество в себе́,
видишь то Естество́ во все́х,
так отде́льность ухо́дит прочь,
чувство «я́» исчезает, — ты сча́стлив.
15.7
Знай Себя́ как То́, в чем рождается
этот ми́р, как волна́ в океа́не.
Будь Созна́нием, не увлека́йся
штормом мы́слей и ря́бью сомне́ний.
15.8
Зна́й, сын мо́й, будь уве́рен всегда:
Ты есть Зна́ние, Бог, Естество́.
Пусть не бу́дет в этом сомне́ний
никаки́х у Тебя: Ты не те́ло.
5.9
Это те́ло подвла́стно зако́нам,
по которы́м живет мате́рия.
Появля́ется, зде́сь, умира́ет.
Ну а Ты́, Естество́, вне э́того.
15.10
Нет причи́н горева́ть о те́ле,
оно мо́жет жить до́лго, а мо́жет
вот сейча́с уйти. Ну и что́?
Ничего́ не теря́ет Осо́знанность.
15.11
Пусть вздыма́ются во́лны вселенной,
пусть игра́ют в Тебе, затиха́ют —
океа́н, Ты от э́той игры́
никогда́ не теря́ешь ни ка́пли.
15.12
Сын, есть то́лько Созна́ние, Ты́!
Мира не́т никако́го отде́льного.
Так кому́ же тогда отверга́ть
иль уде́рживать мир? И заче́м?
15.13
Ты — простра́нство Осознава́ния,
безупре́чно-недви́жного, це́льного.
Где ж тут взя́ться рожде́нию, де́йствиям,
чувству «я́ — это кто-то отде́льный»?
15.14
Всё, что ви́дишь Ты, — э́то лишь Ты́.
Могут ли́ золоты́е брасле́ты,
и цепо́чки, ко́льца быть че́м-то,
кроме зо́лота? Не́т, только и́м.
15.15
«Я есть О́н», «Я не то́ и не э́то» —
все подо́бные ма́нтры отбро́сь.
Просто зна́й, что есть только Ты́.
Просто бу́дь. И про́сто будь сча́стлив.
15.16
Лишь посре́дством неве́денья ми́р
представляется че́м-то реа́льным.
Но в Реа́льности есть только Ты́.
Нет люде́й и не́т даже Бо́га.
15.17
Кто пости́г, что мир — это при́зрак
и по сути своей Ничто́,
остае́тся Осознава́нием
и в Ничто́ обретает поко́й.
15.18
В океа́не безбрежном су́ществова́ния
есть лишь Оди́н, был и бу́дет Оди́н.
Ты и е́сть тот Один, за преде́лами двух,
вне око́в и свобо́ды, испо́лненный счастья.
15.19
Не трево́жь свой ум понапра́сну
всеми э́тими «за» и «про́тив»,
остава́йся счастливым в блаже́нстве
неподви́жности Естества́.
15.20
И любу́ю акти́вность ума́,
будь то хоть медита́ция, брось!
Ты и та́к уже́ Естество́,
и стара́ться им бы́ть нет нужды́.
ДАЛЕЕ: АШТАВАКРА ГИТА. Глава Шестнадцатая — Двадцатая >>
БУМАЖНАЯ КНИГА ПО САМОЙ НИЗКОЙ ЦЕНЕ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ДОСТУПНА НА АВИТО,
Бумажная книга продается на других площадках, например,